среда, 28 сентября 2011 г.

Как все начиналось

Земля под первыми гаражными кооперативами «затряслась» еще в 2006 году, когда «в зоне строительства Западного скоростного диаметра оказались 11,5 тыс. гаражей. Из более 5800 гаражей в Кировском районе около 3700 подверглись сносу. Из примерно 5600 гаражей в Московском районе снесли 3097» («Деловой Петербург»).
Чуть позже, в марте 2007 года, Валентина Матвиенко заявила, что «город не может позволить себе отдавать ценные территории под гаражи, и гаражникам будут предоставляться альтернативные места». Тогда же, по ее словам, вице-губернатор Александр Вахмистров должен провести совещание, посвященное программе доступных паркингов. Иностранное слово «паркинг» владельцев гаражей не обрадовало. Для подавляющего большинства из них гараж по-прежнему остается нежно любимым местом хранения не только машины и сопутствующих ее содержанию вещей, но и своеобразным клубом по конкретному автомобильному интересу, не говоря уже о том, что плата за его аренду по карману даже семьям с невысокими доходами.
В том же 2007 году было решено подготовить общегородскую программу «Гаражи Санкт-Петербурга», согласно которой каждый владелец гаража будет знать, как город намерен решать эту проблему в целом и как это коснется его лично. Программу предполагалось утвердить на заседании правительства в скором времени. 


Тем не менее, все, что было предпринято городом к началу 2008 года в рамках поставленных задач, - это инвентаризация гаражных территорий. И лишь летом текущего года было утверждено Постановление городского правительства от 17 июня 2008 года № 732 «О мерах по обеспечению и защите прав жителей Санкт-Петербурга, являющихся владельцами гаражей». Но даже этот законотворческий акт, хоть и определил варианты решения гаражной проблемы, в целом не прояснил ситуации.
Согласно ему, предложенные властями варианты позволяют объединениям граждан – владельцев гаражей получить земельный участок для строительства многоярусных гаражей-паркингов, либо для организации открытой стоянки. Если эти варианты их не устроят, город будет готов предоставить в аренду под гаражи участки земли, не подлежащие застройке в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга. Если же эти предложения не найдут отклика в сердцах автолюбителей, город будет выплачивать из бюджета компенсацию за снесенное имущество.
Следует отметить, что это Постановление касается только тех проектов, которые реализует правительство Петербурга за счет бюджета. В случае, если застройку ведет инвестор, решать все вопросы компенсаций граждане будут уже с ним. Сколько будет получать конкретный владелец гаража за свое имущество? За какое имущество конкретно? Как станет проводиться такой расчет? Такую информацию правительство города не озвучило. Рискну предположить, что основой для будущих решений послужит практика по конкретным судебным делам. Однако менее всего хотелось иметь такую практику «гаражных» исков в принципе. К этому лету общегородская проблема докатилась до Курортного района. Хороший повод был у многих жителей Сестрорецка для праздника в 2008 году - 45 лет со дня образования гаражного кооператива «Сестрорецк». Еще в 1963 году началось строительство его первых боксов, количество которых нынче выросло до 2500. Однако вместо радостных поздравлений, цветов и шампанского в честь юбиляра – повестка в суд и угроза сноса.
Можно ли было этого избежать раньше и как жить теперь – вопросы, обсуждаемые сейчас не только гаражниками. Тема стала головной болью не только местных властей. Перспектива получить припаркованные машины перед окнами своих домов озадачила и «безлошадных» граждан, тем самым резко повысив их гражданскую активность.
Долго зревший «нарыв» вскрылся на публичных слушаниях по проекту строительства яхт-клуба класса premium на берегу водосливного канала недалеко от ГК «Сестрорецк». Проблема не рассосалась, как мечтал когда-то герой старого советского фильма, отправляя свою беременную жену в родильный дом, а выплеснулась эмоциями, добавив остроту проблеме, но, увы, не сняв ее. Стало ясно, что решать ее нужно было гораздо раньше, чем правительство Санкт-Петербурга начнет освобождать «свободные» гаражные земли под городские нужды.
Почему местная власть, имеющая информацию о незаконном занятии части территории ГК «Сестрорецк», не применила эту самую власть, чтобы пресечь беззаконие? Почему большинство членов кооператива устранялось от решения насущных задач, веря словам председателя, утверждающего, что «все в полном порядке»? Думаю, каждый знает ответы на эти вопросы. «Моя хата с краю, ничего не знаю» - весьма популярная до сих пор поговорка. Но практика показывает, что такая позиция - далеко не лучший способ обезопасить свою «хату». Что, собственно, сейчас и нашло реальное подтверждение.
Хотя «нарыв» и лопнул, перспективы лечения будут оставаться неясными до тех пор, пока каждый владелец гаража не поймет, что разрешать текущую ситуацию ему придется лично рука об руку с другими членами гаражного кооператива.
Прошедшие публичные слушания очень наглядно показали механизм такого участия. Именно там стало ясно, что мнение жителей следует не только выслушивать, но и учитывать. Чуть больше месяца понадобилось, чтобы осознать, что каждый человек, пришедший на такое публичное мероприятие, отнюдь не случайно здесь приблудился. И пусть волнует его частная проблема, но в большинстве случаев – это детали проблемы общей, требующей не только разъяснения, но и четких и продуманных действий тоже.
Отрадно видеть, что на пути выхода из гаражного кризиса наметились конкретные шаги. Это и обещание администрации района добиваться максимального срока аренды для кооператива, и ее желание сотрудничать с инициативной группой представителей гаражного кооператива и помогать им. Самим же гаражникам придется серьезно разобраться в своих общественных делах, дать оценку работе Правления и в первую очередь его прежнего председателя, выработать планы действий. Члены кооператива должны понимать, что на текущий момент у них нет никаких прав пользования землей, договор аренды которой закончился в далеком 2004 году. А значит, если они не найдут способа приведения документов в порядок, то своих мест могут лишиться не только так называемые «новые» гаражники, но и старые тоже. Поэтому действовать придется всем, а не ждать, что придет дядя и все за кого-то решит. Дядя, конечно, появиться может, но зваться он будет по-другому - «инвестор», и оказаться он может не таким добрым, как хотелось бы кому-то. Если это случится до того, как гаражные формальности будут отрегулированы, - с большой долей вероятности можно ожидать, что кооператив прекратит свое существование.
Рассчитывая на вдумчивую проработку и грамотные действия районной администрации, гаражникам не стоит забывать еще одну не менее известную поговорку: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». А потому засучить рукава, дабы разгрести «авгиевы конюшни» нерешенных вопросов, придется всем.
Нонна Гарасева

Комментариев нет:

Отправить комментарий